Консультация для родителей подготовительной группы на тему: «Развитие социальных навыков в воспитании детей».
Детство, как всем хорошо известно, сенситивный период для развития всех психических функций человека, период в жизни человека, создающий̆ наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Итальянский̆ педагог Мария Монтесори (которая, собственно, одной̆ из первых определила границы сенситивных периодов развития и восприятия у детей̆) отмечала, что с рождения до 3-х летнего возраста период восприятия порядка, до 5,5 лет сенсорного развития, до 6 лет речевого развития. Сенситивным периодом развития социальных навыков является возраст 2,5 — 6 лет.
Задачей родителей в пору детства является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самых пеленок правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме. Что именно должны вложить родители в сознание ребенка, конечно же, определяется семьей, никаких прописанных постулатов не существует и маловероятно, что они будут когда-нибудь узаконены. Но любой взрослый человек, который существует в социуме и каждый день непосредственно контактирует с людьми, должен понимать, что как только у ребенка начался процесс развития активной речи, прививка у ребенка культуры общения — очень важный момент в его социальном развитии. А где ребёнку этому учиться, как не у своих родителей?
Важно не только научить ребенка правильным, вежливым словам, но и постараться объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей культуры общения. Члены семьи объясняют малышу бытовые ритуалы, такие как мытье рук и последующее их вытирание для предотвращения отравления. Так и слова приветствия следует говорить не потому только, что ты знаешь этого человека, а именно потому, что этими словами можно выразить свое уважение и пожелать здоровья собеседнику (Здравствуйте — от слова «здравие»).
Очень часто, в детском саду родители отправляют малыша сказать «до свидания» воспитателю, а сами при этом ждут в дверях, забывая, что лучшим примером для ребенка являются они сами. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателями, то у ребенка лучше произойдет закрепление этого действия, принятия его как нормы поведения. Если отец в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, для будущего мужчины навсегда будет правилом этот поступок.
Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от определённых норм, иначе ребенок может запутаться, какой образ поведения верен, а какой̆ нет и какой̆ линии поведения, стоит придерживаться. Поведение у детей̆ не очень устойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от того, что ребенок увидел или прочитал. Ребёнок еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца». В этот период жизни любой̆ ребёнок очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он ещё подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Поэтому в своей̆ нравственной̆ ориентации он вынужден равняться на взрослых.